Глобализация как новая форма политической власти, изменяющей человека и миропорядок.

Опубликовано: 37 дней назад (8 ноября 2014)
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
1. Глобализация в общих чертах.
К настоящему моменту, глобализация более всего известна людям, смотрящим телевизор, по выступлениям против нее «антиглобалистов», а людям, занимающимся наукой, по конференциям противников глобализации. Например, движения «За право жить без ИНН» и др. Иначе говоря, существует нечто, разделившее людей на ее яростных противников и не менее преданных сторонников. Эта статья призывает осмыслить изменения, которые происходят с человеком под влиянием глобализации, прежде чем занимать какие либо крайние позиции и к ней, и к друг другу. Эдак, прежде, чем мы разберемся, что такое глобализация, мы успеем наговорить друг другу таких слов, которые окажут на ход человеческой истории куда более вредное влияние, нежели сама загадочная глобализация.
В свежей проблеме глобализации уже появились признаки застоя, как у создателей автомобиля, которые более столетия насилуют идею бензинового двигателя внутреннего сгорания и принципиально нового придумать ничего не могут. Точки зрения отчественных исследователей отличаются разнообразием, неравнодушием к судьбе России и серьезной обеспокоенностью развитием событий в процессе глобализации.
Так или иначе, глобализация известна, как воплощение идеи, по которой все государства и народы сольются в единое планетарное образование. Камнем преткновения стали этнические, национальные, религиозные и культурные границы, которые, видимо, исчезнут. Одно время глобализация считалась порождением ума «яйцеголовых» из «мозговых центрах» США: Совета по международным отношениям (СМО), корпорации РЭНД, Центра стратегических и международных исследований (ЦСМИ), Управления психологической стратегии (УПС) и др. Чаще всего цитируют широкомасштабный проект «Перспективы для Америки», созданный в середине 50-х годов при участии Генри Киссенджера, Дина Раска, Адольфа Берла и др., где были изложены теоретические положения роста взаимозависимости в мире, упадка национально-государственной формы власти, расширительной трактовки проблем безопасности, обоснование перехода к наднациональным структурам в международном масштабе.
Однако, я полагаю, что после феноменального по дерзости и продуманности исторического нападения 11 сентября 2001 года на символ денежно-рыночного устройства мира – на два здания Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, многим стало понятно, что предыдущие яростные, а местами, кровавые споры левых и правых – дальняя провокация действительных изменений, идущих в мире. История уже приобрела иной смысл, а на ее авторы скрываются за псевдонимами. Совсем иной смысл приобретет история, культура, этносы в новом планетарном состоянии, которые понимались как производные от рынка и демократии. Каким образом мир объединится в рационально функционирующую машину - неизвестно. Очевидно только, что глобализация – некий процесс превращения мира в единое целое идет своим ходом, независимо от ожиданий ее сторонников и протестов ее противников.
Я не ставлю перед собой задачу обобщить все известные мне точки зрения на глобализацию. При этом, я не намерен присоединяться к той или иной противоборствующей позиции. Я намерен сообщить, как и что глобализация изменяет в человеке, в его сознании, и поведении. Тем более, что одна из формул глобализации: глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание. Чтобы быть точным, помимо собственных предположений о природе глобализации, я приведу известные мне аналитические материалы о глобализации представителей сопредельных дисциплин. А пока, я считаю, что инструментами этой новой формы политической власти будут : 1) Информационная глобализация (виртуализация), 2) Экономическая глобализация (инновационность), 3) Региональная глобализация (мир без границ), Демографическая глобализация (главный ресурс).
Отзывы о наших преподавателях
Макс Сариев # 9 ноября 2014 в 10:10
2. Главные направления изменений миропорядка в глобализации
2.1. Первое, главное направление - информационная глобализация (виртуализация).
2.1. Первое, главное направление - информационная глобализация (виртуализация).
К. Омае и Мануэль Кастельс считают, что сегодня в мире все народы, независимо от их географической удаленности друг от друга и культурных различий между ними присоединены в основном к одним и тем же источникам культурной информации. Культуры созданы из коммуникационных процессов. А все факты коммуникации основаны на производстве и употреблении знаков. Не существует разделения между реальностью и символическим отображением. Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее.
По мнению М.Кастельса термин «информационное общество» подчеркивает роль информации в обществе в самом широком смысле – как передача знаний. Информация есть данные, которые были организованы и переданы. Термин «информациональное общество» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали основными источниками производительности и власти. Он согласен с тем, что в новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание, как главный источник производительности.
Э.Кастельс определяет знание, как совокупность организованных высказываний о фактах или идеях, представляющих обоснованное суждение или экспериментальный результат, которая передается другим посредством некоторого средства коммуникации в некоторой систематизированной форме. Этим обусловлено то обстоятельство, что Студенты ныне работают в on line-режиме, они могут в реальном масштабе времени реагировать и влиять на учебные программы, на структуру своих собственных учебных планов, содержание курсов, качество преподавания. Если нужна дополнительная информация, по изучаемому тексту или в связи с работой, которую они пишут, они могут отыскать ее через Интернет. Они могут проконсультироваться с любым специалистом в любой стране мира через тот же Интернет. То, что сообщается профессором на занятиях, теперь не воспринимается в качестве бесспорной истины.
Но главное по Э.Кастельсу это то, что первой характеристикой информационно-технологической парадигмы является то, что информация является сырьем: перед нами технология для воздействия на информацию, а не просто информация, предназначенная для воздействия на технологию, как это было в случае предшествующих технологических революций. Тогда другая характеристика состоит в сетевой логике любой системы или совокупности отношений, использующей эти новые информационные технологии. Морфология сети приспособлена к растущей сложности взаимодействий к непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий. Без них сетевая логика была бы слишком громоздкой для материального воплощения.
Э.Кастельс понятнее, чем другие авторы объясняет, что реальная виртуальность - это система, в которой сама реальность (.т.е. материально/символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом. Тогда, по его мнению, новая коммуникационная система радикально трансформирует пространство и время, фундаментальные измерения человеческой жизни. Местности лишаются своего культурного, исторического, географического значения и реинтегрируются в функциональные сети или в образные коллажи, вызывая к жизни пространство потоков, заменяющее пространство мест. Время стирается в новой коммуникационной системе: прошлое, настоящее и будущее можно программировать так, чтобы они взаимодействовали друг с другом в одном и том же сообщении.
Макс Сариев # 9 ноября 2014 в 13:05
2. Главные направления изменений миропорядка в глобализации
2.2. Второе, самое существенное направление - экономическая глобализация (инновации)
Э.Кастельс утверждает, что экономика стала информациональной, потому что производительность и конкурентоспособность факторов или агентов этой экономики (будь то фирма регион или нация) зависят в первую очередь от их способности генерировать, обрабатывать, и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Отсюда, экономика глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, сырье, труд, управление, информация, технология, рынки) организуются в глобальном масштабе, непосредственно либо с использованием разветвленной сети, связывающих экономических агентов.Прибыльность и конкурентоспособность в действительности определяют технологические инновации и рост производительности и служат мотивацией для фирм.
Особо Э.Кастельс подчеркивает, что условием существования глобальной экономики является инновационная среда – это специфическая совокупность отношений производства и менеджмента. Она основывается на социальной организации, которая в целом разделяет культуру труда и инструментальные цели, направленные на генерирование нового знания, новых процессов и новых продуктов. Специфику инновационной среды определяет именно ее способность генерировать синергию, т.е. добавленная стоимость получается не из кумулятивного эффекта элементов, присутствующих в среде, но из их взаимодействия. Здесь ему приходится утверждать, что технологическая инновация не есть изолированное событие. Инновация отражает 1. данное состояние знания, 2. конкретную институциальную и индустриальную среду, 3. наличие достаточной квалификации, необходимой, чтобы описать технологическую проблему и решить ее, 4. экономическую ментальность, чтобы сделать применение выгодным, наконец, 5. сеть производителей и пользователей, которые могут кумулятивно обмениваться опытом, учась путем использования и созидания. Новая техноэкономическая система может быть адекватно охарактеризована как информациональный капитализм. Иначе говоря, по Э.Кастельсу глобальная экономика - это экономика, способная работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Мировая смогла стать по настоящему глобальной на основе новой инфраструктуры, основанной на информационных и коммуникационных технологиях. Тогда индустриальное общество есть не просто общество, где есть индустрия, но общество, где социальные и технологические формы социальной организации пронизывают все сферы деятельности, начиная с доминантных – в экономической системе и в военной технологии, и заканчивая объектами или обычаями повседневной жизни.
Новое понятие «информациональное общество» следует из того, что информация и знания важны для наших обществ. Ключевой чертой информационального общества является сетевая логика его базовой структуры, что объясняет концепцию сетевого общества. В постиндустриальном обществе культурные услуги заменили материальные блага в качестве сердцевины производства. Защита субъекта в его личности и в его культуре, против логики аппаратов и рынков, заменяют идею классовой борьбы. Он расширяет понятие технологии – как использования научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере. Нынешнюю технологическую революцию характеризует не центральная роль знаний и информации, но применение таких знаний и информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций. Изменились не виды человеческой деятельности, а технологическая способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, а именно способность обрабатывать и понимать символы.
Макс Сариев # 9 ноября 2014 в 20:18
Э.Кастельс считает, что имея дело с настойчивым спросом своих граждан, основанном на компетентном знании, национальные государства постепенно теряют способность диктовать индивидам их экономические выборы. Если они пытаются сделать это с помощью жестких ограничений, потоки капитала отправятся по каналам электронной коммуникации в иные страны, подрывая национальную валюту и лишая национальные государства инвестиционных фондов.
Макс Сариев # 10 ноября 2014 в 22:36
2.3. Третье направление – незамеченное: территориальная глобализация (регионализация)
Омае К. уверенно доказывает, что менеджеры и политики, должны наконец, принять для себя неприятную истину: старый метод картографии не работает. Старые карты стали одной из многих иллюзий. Так он начинает обсуждение регионализации, иначе говоря, территориальной глобализации, когда говорит о свободном перетекании через национальные границы индустрии, инвестиций, индивидов и информации. Под национальными границами имеются ввиду понятия и модели, уместные в 19 веке. Утверждается, что в большинстве правительств мира возник почти вековой разрыв между реалиями внешнего мира без границ, и системой идей и принципов, применяемых для понимания этих новых реалий. Омае К. задается вопросом о границах в методологии глобализации: имеют ли произвольные, обусловленные историческим случаем границы какой либо смысл с экономической точки зрения? Он говорит, что почти никакого.
Омае К. перечисляет первое «и» - инвестиции, которые в настоящее время освободились от географических ограничений: деньги идут туда, где возможности для них хороши. Второе «и» - индустрия перестала формироваться и обуславливаться государственными соображениями, а движимы потребностью находить и использовать привлекательные комплексы ресурсов, где бы те не удалось обнаружить. Третье «и» - информационная технология совершает операции в различных частях света без транспортировки туда армии специалистов и рабочих: необходимые возможности могут присутствовать в сети и использоваться фактически, где угодно – по мере необходимости. Четвертое «и» - индивидуальные потребители получили доступ к информации о стилях жизни в разных странах мира, и все в большей степени стремятся покупать самые дешевые продукты высшего качества независимо от того, где они произведены. Утверждается, что «посредническая» функции национальных государств – и их правительств – оказывается в значительной степени ненужной.
Омае К. считает, что спрос растет там, куда доходит информация, а где растет спрос, там глобальная экономика находит себе приют и пристанище. Исторический сдвиг от механических технологий к информационным подрывает понятия суверенности и самостоятельности, которые давали идеологическую основу для индивидуальной идентичности. Он уверен, что течения экономической активности во всем мире настолько мощны, что они прорезали для себя совершенно новые русла, которые никак не связаны своим происхождением с демаркационными линиями, которые можно увидеть на традиционных политических картах.
Тогда региональная глобализация обсуждает «картографическую иллюзию», которая позволяет утверждать, где именно проходят пограничные линии, где «это наши люди, а это не наши. Это наши интересы, а это не наши. Это наши предприятия , а это – не наши». В действительности, границы и связи, играющие в мире важную роль, отображены на новых картах ничуть не точнее, чем на картах первых картографов. Во всяком случае, послевоенные предписания центральных правительств не коим образом не имеют той силы, какой они обладали всего поколение назад.
Макс Сариев # 11 ноября 2014 в 02:46
2.4. Четвертое направление – самое тревожное: демографическая глобализация (главный ресурс).
Демографическая глобализация представляет наибольшую опасность для России – страна и русский этнос исчезают и растворяются в гигантской массе массе прироста населения в других странах. В схемах, которые представил академик С.П.Капица, есть понятие культурного периода, продолжения известных мезолита, неолита, древнего мира, средних веков, новой истории - «мировой демографический переход». Он следует за новейшей историей и приводит к культурному периоду - «стабилизации населения Земли». Здесь и появляется именование исторического периода, следующего за урбанизацией – глобализация. Ему вторит Э.Кастельс, который говорит, что сейчас в мире насчитываются десятки миллионов тинейджеров, которые, воспитавшись в высококонцентрированной информационной среде, имеют со сверстниками, живущими в рамках других культур много больше общего, чем с представителями старших поколений в своих собственных культурах.
С.П.Капица высказывает предположение, что ширина «демографического перехода» - 90 лет, которые по своему значению для человечества эквивалентны тысячам и миллионам предыдущих лет существования человека. Мы оказались в самой гуще этого перехода, по важности сравнимого с самим фактом появления человека. По предположению А.А Акимова цикл развития техногенной среды в период глобализации намного короче, чем 40 лет, необходимые человеку для адаптации и активной работы в этой среде. Очевидно, что для России, кроме всего прочего, опасность демографической глобализации заключается в противоречии демографических процессов, идущих в мире и в России. Так в мире в 2025 году число людей достигнет своего естественного предела – 11-12 млрд человек. Свидетелями этого феноменального явления, конца предела роста человеческой популяции, станут многие люди, которые живут сейчас! Причем за всю историю Земли на ней жило всего 100 млрд человек!
В России в это же время численность населения упадет до 100 миллионов человек. В.А.Елизаров говорит, что уже сегодня Россия седьмая в мире по численности населения и 150-я по продолжительности жизни. В России на 200 тысяч смертей в месяц всего 100 тысяч рождений. На 60 тысяч браков 50 тысяч разводов. В 17 регионах, в число которых входит Санкт-Петербург, число разводов превышает число браков. Население России – 145,3 млн человек – это седьмое место в мире после Пакистана! По данным В.А.Акимова численность населения Ирана и Афганистана через 20 лет будет равна численности населения России!
Е.М.Андреев объясняет исчезновение населения России тем, что продолжительность жизни у мужчин в наше время ниже, чем в начале века. Весь столетний прогресс в России, по данным Е.М.Андреева, свелся к снижению смертности детей, а смертность взрослых мужчин практически не снизилась. Иначе говоря, Россия «выпала из мирового контекста» роста продолжительности жизни, а смертность взрослых в ХХ веке не уменьшилась. А.А.Авдеев говорит, что начиная с поколения женщин 1927-1930-х годов рождения, рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства населения. Признаком этого служит то, что численность дочерей стала меньше численности матерей. Капица утверждает, проблема высокой смертности в России – это проблема качества населения, которая не была решена в ХХ веке. По данным М.Г.Делягина в России более 2 млн. наркозависимых и т.д., и обозримом будущем реальный сектор столкнется с такими ограничениями, как нехватка физически и психически здоровых людей.
Макс Сариев # 11 ноября 2014 в 10:37
Этот факт имеет чрезвычайное значение. Так С.П.Капица утверждает, что «переход» происходит из-за сознания человека. По его мнению, информационная природа общества дошла до своего предела, потому что характерное время человека в 40 лет связано с его воспитанием. Это время, которое надо затратить на воспитание человека, на воспитание его ума. Он ссылается на Френсиса Фукуяма, который указывает на общую картину распада семейных, государственных, личностных и культурных связей, происходящих в мире. Распад происходит потому, что нет времени на вызревание долговременных этических, нравственных, религиозных, научных и иных представлений о формах организации жизни общества. Д.А.Гранин говорит, что прервалась «связь времен» - дети живут в другом мире и по другим правилам, нежели их родители.
С.П.Капица уверен, что происходит кардинальная смена парадигмы развития общества. Эта смена влечет большие изменения в ценностных ориентирах людей, которые управляют обществом. Нет идей, потому что изменения происходят быстрее, чем вызревают идеи – будь то политические, философские, религиозные и иные. С.П.Капица утверждает, что не ресурсы – энергетические, экологические, сырьевые – лимитируют развитие человечества, а его собственная внутренняя природа, которая уперлась во внутренний предел своего развития. Я согласен с ним.
Может быть внутренняя политика России терпит крушение из-за того, что она была ориентирована на регулируемые демографические параметры населения и на плановый темп изменений жизни. Демографические параметры перекосились, темп изменений рванул, и вся система управления обществом рухнула – власть передали криминалу. С 1994 года численность детей в возрасте 7 лет сократилась на 1 млн человек, т.е сокращается 40 тысяч первых классов и высвобождается 40 тысяч учителей. На грани катастрофы находится вся инфраструктура, ориентированная на обслуживание детей. Это судьбы и рабочие места миллионов людей.
Отечественные специалисты располагают сведениями, что сегодня нет проблем с призывом в армию и с наполнением системы высшего образования, но через несколько лет произойдет обвал числа абитуриентов и набора в армию. Закроются почти все коммерческие ВУЗы и начнется борьба за людей между ВС и образованием. Власть, все системы управления стали фиктивными или из-за чрезмерной численности населения ( в мире), или из за чрезмерной малочисленности населения (в России). Все системы власти работают только на собственное выживание, практически потеряв управление процессами. Вся глобализация происходит только потому, что началась демографическая глобализация. Именно Россия в процессе глобализации лишается главного ресурса – человеческого. В числе многочисленных следствий демографической глобализации есть факт демографического давления, например, со стороны Китая. По мнению В.А.Акимова (10), через 50 лет численность населения в Китае превысит 1,5 млрд человек, и на каждого из них будет приходиться по 6 соток земли. То же самое в Индии. Чтобы заселить Сибирь, которая к этому времени почти полностью обезлюдеет, Китаю потребуется 100 млн человек. В связи с этим В.А.Акимов говорит о согласии с организованным переселением китайцев в Россию.
Макс Сариев # 13 ноября 2014 в 06:04
2.5. Главное, результирующее направление - политическая глобализация ( сетевая власть)
Западные специалисты считают, что на пути, где происходят открытия, нет возврата к тому, что пройдено. Действует процесс, именуемый «калифорнизацией», который означает, что глобальные марки голубых джинсов, напитков на основе колы и стильных спортивных туфель в одинаковой степени занимают ум шанхайского таксиста и школьной учительницы в далеких Стокгольме или Сан Паулу. Это означает, что транснациональная цивилизация состоялась, когда преодолела значение таких картографических фактов, как 1) местонахождение сырьевых ресурсов, 2) источников энергии, 3) рек, пригодных для навигации, 4) глубоководных портов, 5) железных дорог, 6) дорого с твердым покрытием, 7) национальных границ. Новую цивилизацию создали: а) области распространения радиосигналов и сигналов спутников телекоммуникационной связи, б) географический ареал распространения газет и журналов. Иначе говоря, в качестве фактора, способного формировать потоки экономической активности информация вытеснила географическую близость и политику.
Тем не менее, как считает Э.Кастельс, путешествие в транснациональную цивилизацию едва началось. Страна, в которую мигрируют люди, и на этом пути им помогает объединяющая их открытость к действию английского языка, открытость по отношению к воздействиям Интернета, TV Fox, BBC, CNN, MTV и интерактивных инструментов – это глобальная экономика без границ. Возникает новое общество, когда наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Производительность и конкурентоспособность являются определяющими процессами информациональной/глобальной экономики. Производительность, по существу, есть производная от инноваций, а конкурентоспособность – от гибкости. Чрезвычайно важно следить за тем, что в новой системе производства труд переопределен в своей роли производителя и резко дифференцирован в соответствии с характеристиками рабочих. Существует большое различие между родовым трудом (узкоспециализированный труд, жестко связанный с определенным родом производства) и самопрограммируемым трудом, ключом к которому является образование и возможность доступа к более высоким уровням образования, т.е. включенным в структуру труда знания и информации.
Тогда образование становится процессом, посредством которого люди (т.е. рабочая сила) приобретают способность постоянно изменять необходимые навыки для данной задачи и обращаться к источникам для обучения этим навыкам. Всякий, получающий образование в адекватном организационном климате может перепрограммировать себя в соответствии с бесконечно изменяющимися задача процесса производства. Э.Кастельс не скрывает, что фундаментальными социальными разломами в информационную эпоху являются: во первых, внутренняя фрагментаризация рабочей силы на информациональных производителей и заменяемую родовую рабочую силу; во-вторых, социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/потребителей исчерпана и чья значимость как людей игнорируется; и, в третьих, разделение рыночной логики глобальных сетей потоков капитала и человеческого опыта жизни рабочих.
Здесь и начинается главная проблема глобализации: отношения власти трансформируются. Основная трансформация связана с кризисом национального государства как суверенной единицы и сопровождающего его кризиса той формы политической демократии, что создавалась в течение последних двух веков. Так как представительная демократия своим логическим основанием имеет понятие суверенной единицы, размывание границ суверенности ведет к неопределенности в процессе делегирования воли народа. Глобализация капитала, процесс увеличения количества сторон, представленных в институтах власти, а также децентрализация властных полномочий и переход их к региональным и локальным правительствам создают основу. Геометрию власти, возможно, рождая новую форму государства – сетевое государство.
Макс Сариев # 13 ноября 2014 в 13:22
Новая форма государства появляется вынужденно, так как распоряжения государства не могут быть полностью приведены в исполнение, и так как некоторые из его фундаментальных обещаний, воплощенных в государстве всеобщего благосостояния не могут быть сдержаны, то и власть, и легитимность государства ставятся под сомнение. В этой новой системе власти доминирует сетевая геометрия, в которой властные отношения всегда специфичны для данной конфигурации акторов и институтов. Стратегические игры, модифицированные по заказу представительств, и персонифицированные лидерские игры заменяют классовые объединения, идеологическую мобилизацию и партийный контроль, которые были характерны для политики индустриальной эпохи.
Сама политика, по Э.Кастельсу изменяет свою природу: политика становится театром, а политические институты агентствами по заключению сделок, чем местами власти, граждане по всему миру демонстрирую защитную реакцию, голосу я для того, чтобы предотвратить вред от государства, вместо того, чтобы возлагать на него свои требования. В определенном смысле, политическая система лишена власти, но не влияния. Теоретически, власть в информационном обществе вписывается на фундаментальном уровне в культурные коды, посредством которых люди и институты представляют жизнь и принимают решения, включая политические решения. В этом смысле, власть, когда она реальна, она становится нематериальной. Она реальна потому, что где и когда бы она не консолидировалась, эта власть наделяет на время индивидов и организации способность осуществлять свои решения независимо от консенсуса. Но она нематериальна вследствие того, что такая возможность возникает из способности организовывать жизненный опыт посредством категорий, которые соотносятся с определенным поведением и, следовательно, могут быть представлены, как одобряющие определенное лидерство.
Э.Кастельс не согласен с другими точками зрения. Он, например, пишет, что в своей недавней и очень влиятельной статье под названием «Столкновение цивилизаций» Сэмюэл Хантингтон считает, что линией разлома в новом мире по окончании холодной войны, создается не политикой, а культурой. Большие массы людей объединяет для достижения общей цели их общее наследие, включающее в себя язык, историю, традицию, религию. Отсутствие общей цивилизации является неустранимым препятствием для взаимопонимания народов, холодно смотрящих друг на друга через линию раздела. В обществах, открытых мультимедиа-технологий происходит смещение критически важной точки равновесия: дети и подростки этих обществ на более глубинных уровнях чувствительности и мировоззрения становятся гораздо более похожи на своих сверстников, испытывающих сходные воздействия в других обществах, чем на представителей старших поколений в своих культурах. Начала разрушаться основополагающая преемственность между разными поколениями, необходимым образом обеспечивающая целостность и выживание любого общества.
Труды классиков глобализации местами откровенны. Так Э.Кастельс пишет, что культурные сражения суть битвы за власть в информационную эпоху. Они ведутся главным образом в СМИ, но СМИ не являются держателями власти. Технология сжимает время до нескольких случайных мгновений, лишая общество временных последовательностей и деисторизируя историю. Заключая власть в пространство потоков, делая капитал вневременным и растворяя историю в культуре эфемерного, сетевое общество «развоплощает» социальные отношения, вводя культуру реальной виртуальности. Аргументом в пользу этого служит то, что возникла новая культура – культура реальной виртуальности, под которой подразумевается система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью погружена в установку виртуальных образов, в мир творимых убеждений, в котором символы не просто метафоры, но заключают в себе актуальный опыт.
Макс Сариев # 17 ноября 2014 в 23:50
По Э.Кастельсу, власть – как возможность предписывать поведение – содержится в сетях информационного обмена и манипуляции символами, которые соотносят социальных акторов, институты и культурные движения посредством пиктограмм, представителей, интеллектуальных усилителей. В долгосрочном периоде в действительности не имеет значения, кто находится у власти, так распределение политических ролей становится широким и подверженным ротации. … Одним словом, культура как источник власти и власть как источник капитала лежат в основе новой социальной иерархии информационной эпохи. Сегодня люди в большей степени производят формы социальности, нежели следуют моделям поведения. Не имея Зимнего дворца как цели захвата, взрывы протеста будут просто схлопываться, трансформируясь в повседневное бессмысленное насилие.
Макс Сариев # 18 ноября 2014 в 10:28
3. Предположения о глобализации, как о психолого-политическом явлении, которое изменяет природу человека
У каждой специальности есть своя зона ответственности. В данном случае, меня как политического психолога, беспокоят изменения, которые произойдут с человеком под влиянием глобализации. Для меня ценностью является Человек, который нуждается в поддержке, защите от явлений, которые для него совершенно незнакомы, у него нет иммунитета от изменений в миропорядке, который сейчас выступает под флагом глобализации. Очень давно С.Л.Рубинштейн писал, что: «ценности не первичны. Не с них надо начинать анализ: они производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории» ( ). Психологической точки зрения на глобализацию не существует. Поэтому, без предположения о том, что такое «глобальная взаимозависимость», обсуждать влияние глобализации на сознание, поведение человека, конечно нельзя. Известные точки зрения о глобализации игнорируют психологию, которая должна использовать свое определение глобализации. Так вот – главное заключается, по моему мнению в том, что глобализация – это новая форма политической власти в мире. Новая, потому что все старые формы власти, включая демократию, безнадежно устарели. Не хочется говорить, но планета может очень скоро погрузиться в пучину безвластия. Я считаю, что это страшнее, чем все любые недостатки глобализации. Кто сомневается, может почитать «Коллективную рефлексологию» В.М.Бехтерева (3), от которого я веду отсчет своей научной деятельности, или «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н.Толстого, который впечатлил меня еще в детстве описанием народных беспорядков. Я и сам кое что видел за последние годы.
3.1. Глобализация имеет свойства человека, с которым она взаимодействует. Я думаю, что человек сотворил из глобализации то, чем является сам. И поэтому, ее сторонники и противники напрасно обвиняют друг друга в том, что глобализация имеет не только очевидные достоинства, но и представляет несомненную опасность для масс людей. Она рукотворна, а потому стала вместилищем достоинств и недостатков современного человека. Поэтому неверно рассматривать ее, как умный механизм для решения очень конкретных экономических задач. Ее пытаются применить именно таким образом, но она «накрывает» всю жизнь общества, а ее грандиозные возможности и масштабы не осознаны обществом. Получилось так, что несогласованные действия многих поколений технократов, создали явление столь сложное, что ни одна группа лиц или организаций не может быть объявлена автором глобализации, как некоего дьявольского плана «для одних против других». ХХ! век начался с того, что сама глобализация, обладая грандиозной совокупностью воплощенных в ней научных знаний, приступила к модификации психики как своих сторонников, так и своих создателей.
3.2. Глобализация - это первое в истории человечества «рукотворное явление» планетарного масштаба, которое заставляет относится к себе, как к планетарному явлению естественного происхождения. Планетарное явление естественного происхождения, например, климат. Незначительные колебания климата неотвратимо действуют через соматические возможности человека на его выживание. Аналогичным образом, глобализация, как явление планетарного масштаба, но искусственного происхождения неотвратимо действует на выживание человека через его психические возможности. И глобализация, как климат, уже не управляется нами, хотя это трудно понимается потому, что ничего подобного в истории человечества не было. Для описания глобализации нет терминологии, для ее понимания нет тезауруса. Вся опасность глобализации заключается в том, что она прямо влияет на человека, потому что действует как явление, имеющее признаки индивида, субъекта, личности, индивидуальности. При этом, она, как и климат, не имеет «местопребывания», субстрата. С ней, как с ветром, не вступить в диалог. Она везде, и она нигде – она интеллектуальный климат планеты.
Макс Сариев # 18 ноября 2014 в 21:47
3.3. Глобализация – планетарная интеллектуальная машина, уходящая из под контроля человека. Глобализация материализовалась в виде «мировой паутины» информационных, транспортных, энергетических, культурных сетей. Эти сети вобрали в себя все достижения мировой естественной науки одновременно, но полностью избавлены от достижений гуманитарных наук, т.е. от этических норм функционирования. Из-за своей сложности, масштабности она недоступна для «регулирования» или «отключения» силами одного или группы самых гениальных ученых современности. Поэтому глобализация, никому не принадлежит, никому «не повинуется», «живет для себя» и по «своим законам», не принимает во внимание переживания людей, и не делит их на своих и чужих. Она ничья. Шансы использовать глобализацию в своих интересах у всех заинтересованных сторон – одинаковые. И этим пользуются люди, первыми осознавшие новые возможности. Пока же глобализация приступила к использованию людей в своих интересах, если считать «интересом» отношение климата к участи вымораживаемых мамонтов
3.4. Глобализация – предвестник нового миропорядка. Не глобализация как таковая, а первые итоги ее функционирования поставили нас в известность, что существующий мировой порядок является неэффективным. Это глобализация дала нам знать предстоящих экологических, энергетических, психологических, демографических катастрофах, если мы не изменим мировой порядок. До первых известий с «фронта глобализации» никто не думал, что вяло текущий много веков процесс объединения человечества в единое целое, внезапно станет главной мировой проблемой. Произошло это в результате одномоментного в историческом масштабе времени появления «мировой паутины» из информационных, финансовых, транспортных, энергетических коммуникаций, объединенных в единое целое. «Мировая паутина» приступила к своеобразной «мировой инвентаризации», итоги которой сравнимы с последствиями так и не осуществившейся Всемирной революции: изменяется роль, место, цена каждой страны, каждого народа, каждого человека и каждой вещи. Оценка, расчет, а не субъективное мнение управляет глобализацией. Несогласие с ней означает: кто не в глобализации – тот вне новой цивилизации.
3.6. Глобализация безразлична к понятиям добра или зла – это дело людей. Более того, глобализации прочили роль мировой справедливости, когда развивали технические науки и воплощали их в спутниках связи, БИСах, линиях стекловолоконной связи. Ученые приложили огромные усилия, чтобы использовать во благо человека свои открытия в глобальных коммуникациях. Любое научное открытие без критической оценки последствий применялось для освобождения человека от тысячелетней зависимости от сил природы: холода, голода, болезней, страха, несправедливости и др. Каждое научное открытие понималось как благо, и мало принимались во внимание отрицательные эффекты воплощения открытий. Теперь мы можем уверенно сказать, что «паутинный технический прогресс» сулит человечеству столько же пользы и того же свойства, что и изобретение динамита – смотря, в чьи руки попадет?
Макс Сариев # 22 ноября 2014 в 01:44
3.7. По своему «местопребыванию» глобализация сравнима с «чертом, который скрывается в типографской краске», - она «скрывается» в паутине коммуникаций техносферы в форме теорий, научных законов, расчетов, логики, значениях параметров и пр. Глобализация – планетарных масштабов интеллектуальная сеть, и ее повреждение или изменение в одном месте не изменяет состава, структуры, отношений всей сети. Все разобщенное современное сообщество ученых не контролирует и части того, что в нее заложено. Вся «мировая паутина» функционирует по законам железной логики, точности и расчета. В этом ее сила, и в этом ее слабость. Именно это показали события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке: любое нарушение научного порядка, любая иррациональность и парадоксальность для глобализации - смертельный яд, именуемый сбоем, отказом, аварией. Причем, сбой любой подсистемы глобализации может быть вызван легким прикосновением отвертки к любой точке, где «работает» физический или математический закон ее функционирования. Глобализация, лишенная морали и воспитания, «пошла по рукам». Она уже не то дитя науки, которое вызывало умиление: она научилась «пить, курить и ругаться матом» .
3.8. Единственный способ овладения процессом глобализации – это использование превосходства человека над ней в том, чего глобализация не узнает никогда: смысл, цели и ценности жизни. Глобализация воспринимается как угроза или опасный инструмент в руках потенциальных соперников только потому, что человек сегодня ослаблен непониманием философии жизни и незнанием собственных, человеческих целей, ценностей и смысла своей жизни. Человек сегодня философски и этически слабее, чем его формальный интеллект. Поэтому критики глобализации указывают на нее, как на реальную, действующую угрозу для всего исторического опыта человека . Она, действительно приступила к демонтажу многих гуманистических конструкций, создававшихся людьми две тысячи лет. «Технократическая глобализация» вступила в противоречие с тем фактом, что человечество живет вопреки своей биологической слабости, а не в связи со своим биологическим могуществом. Самые нелогичные его действия, которые именовались гуманизмом (поддержка погибающих и слабых) возвращалась усилением человека и общества. Факты того, что глобализация поставила под сомнение гуманизм появились только потому, что гуманитарное воспитание современного человека значительнее слабее его естественного образования. Проблема в человеке, а не в глобализации!
3.9. Глобализацию нельзя «закрыть» - нужны совершенно иные пути сотрудничества с ней. Самой неудобной чертой глобализации является то, что она нужна человеку, но ей человек не нужен. Жизнь человека так усложнилась, что он был вынужден начать процесс «плетения всемирной паутины». Сделав этот процесс необратимым, лидеры общества сделали ее самой влиятельной идеей на земле. Если глобализация погибнет, то только вместе со всеми достижениями современного общества. Если ее лишить ресурсов, то она отреагирует, например, финансово-промышленным коллапсом, который безразличен ей, как столкновение двух астероидов. У нее нет эмоций. Возврата к прошлому у человечества нет – глобализация действует, как электрический стимулятор сердечной деятельности в груди тяжело больного человека. О глобализации предстоит заботиться и беречь ее. Или вернуться в пещеры, правда не все смогут добраться до них живыми.
Макс Сариев # 22 ноября 2014 в 07:29
3.10. Глобализация по своей сути - новая конструкция политической власти. Как известно, власть не является хорошей или плохой – грубо говоря, это механизм. Счастье и несчастье человека определяется тем, в чьи руки механизм власти попадает. Гуманистическая философия использования глобализации позволит противостоять т.н. вызовам времени, перед которыми человек без поддержки глобализации бессилен. Человеконенавистническая философия использования глобализации приведет к неисчислимым жертвам. Предыдущие системы власти традиционно строились на достижениях гуманитарных наук, которые так сложны, что не могут быть сформулированы в терминах технических систем: смысл, ценности, цели. Сегодня глобализация делает попытку построить систему власти на базе достижений естественных наук: логики, математики, физики, химии, медицины. Совместить их весьма трудно: известно, что гениальный В.Г.Лейбниц пытался математически описать сознание человека. Для этого ему пришлось открыть математический анализ, который по его признанию - ничтожно слабый аппарат для объяснения поведения человека. Поэтому процесс формирования глобализации чрезвычайно труден, но он может быть продолжен и дополнен.
3.11. Дополнять глобализацию гуманитарными знаниями крайне важно, потому что если человек лишается смысла, ценностей, целей, он утрачивает сознание. Утрачивая сознание, он утрачивает власть над своим собственным произвольным поведением. Не владея своим поведением, люди, лишенные смысла, ценностей и целей выходят из повиновения власти . Это всемирный хаос, который всегда сдерживало только сознание человека, в котором интеллект – только часть его.
Все это говорит в пользу того, что полем сражения «за» и «против» глобализации, какой будет глобализация, является сознание человека. Главный вопрос глобализации заключается в том, что сможет ли человек противостоять изменениям его психики под давлением глобализации? Или человек, совершенствуясь, внесет изменения в природу глобализации, адекватные его предназначению, истории, перспективам?
Надо, правда, иметь ввиду, что на совершенствование естественнонаучных основ глобализации работают лучшие и самые высокооплачиваемые умы человечества. Менеджеры компьютерных кампаний – баснословно богатые люди, финансирующие грандиозные исследования. А совершенствованием человека, взаимодействующего с глобализацией, занимаются энтузиасты, располагающие ничтожными ресурсами.
. Вопрос заключается в том, может ли читатель назвать имя современного, времен глобализации, Педагога, который был столь же влиятелен и известен, как Старики? Едва ли. Вот в этом и заключается проблема противостояния глобализации и человека: Человек Рациональный против Человека Гуманного. И поэтому вникать в человеческую сторону этого противостояния далее будет еще труднее. Очень непросто понять, что именно происходит с человеком, когда он встречается с глобализацией.
Макс Сариев # 25 ноября 2014 в 19:46
4. Модель анализа изменений человека под давлением глобализации
Дискуссия, развернувшаяся вокруг глобализации, ее роли, влияния на человека, во многом строится голословно. О изменениях, производимых в мире глобализацией есть некоторые отрывочные сведения, которые, правда, не раскрывают всей правды о существе и назначении этого явления. Об изменениях человека под влиянием глобализации неизвестно ничего. Происходит это потому, что непонятно, что именно изменяется в человеке? Искать изменения в профилях шкал MMPI, Kettell или любых иных бесполезно – они этого по почувствуют.
Тем не менее, наблюдения последних двадцати лет показывают, что человек в России, его поведение, структура его личности, список его ценностей и целей радикальным образом изменился. Все, кто страдает за судьбу советского, русского народа, словно не заметили, что того народа, который в 1991 году безразлично отнесся к капитуляции собственного государства, того человека и того народа – уже нет. В России живет уже другой народ, который совершенно по иному ощущает себя, воспринимает себя среди других людей и народов мира, по другому думает, и помнит совсем иные вещи, чем предполагают многие исследователи. Метаморфозы, которые произошли с людьми, населявшими территорию СССР, носят совершенно фантастический, небывалый в истории последних столетий, характер. Но они могут быть точно охарактеризованы.
Разобраться в том, что именно изменяет глобализация в человеке можно только в системе, которая по своей строгости и формализованности сравнима с системой самой глобализации. Иначе говоря, каждое направление глобализации направлено на вполне конкретную структуру психики человека, которая собственно, и изменяется.
Для понимания того, как психика человека взаимодействует с глобализацией, она представляется как система, состоящая из Типа изменяющихся качеств, их Класса, Раздела, Отдела, Отряда, Семейства, Рода и, наконец, Вида изменений человека. Опытному исследователю понятно, что в данном случае для анализа избрана оправдавшая себя система, разработанная биологами много лет назад. В этой системе развитие человека представляется как ряд изменений, начиная от базальных, простейших признаков человека до самых возвышенных, которые каждым отдельным человеком более или менее достигаются. Более или менее, значит, что или эти качества не развиваются вовсе, или достигаются со многими изъянами и ограничениями, или достигаются в совершенстве.
Иначе говоря, развитие психики, представляется как многократные метаморфозы Потребностей в Мотивы (Тип изменений), Мотивов в Самоиндетификацию человека (Класс изменений), та - в психические состояния человека (Раздел изменений), состояния в характерные для данного человека методы взаимодействия с людьми (Отдел изменений), далее, в обретение смысла жизни (Отряд изменений), кристаллизуется в ценности данного человека (Семейство изменений), в способ формировать картину мира (Род изменений), и, наконец, в способность к самостоятельному целеобразованию (Вид изменений).
Макс Сариев # 27 ноября 2014 в 09:17
Причем, ни одного этапа изменений нельзя достигнуть, «перепрыгнув» один или все предыдущие этапы. Ясно, что в отсутствие потребностей, не может быть ничего далее – ни самоидентификации, ни др. Кроме того, у каждого человека, изменения приводят к сходным, но не одинаковым изменениям на каждом уровне. Очевидно, что человек и без глобализации подвергается воздействию множества факторов, которые изменяют психику каждого человека так, что люди становятся совершенно не похожи друг на друга. В нашем, специальном случае, мы рассматриваем, ЧТО изменяется под воздействием конкретного направления глобализации? Для удобства читателя, который не изучал психологию, или изучал, но применяет в своей работе совершенно иную систему психологии человека, каждая клетка таблицы «изменения глобализации – изменения человека» содержит очень краткое определение изменяющегося качества.
Иначе говоря, таблица дает представление о том, что именно содержательно находится под угрозой изменений в человеке, которые осуществляет глобализация. Содержания схемы показывает, насколько не совершенен реальный человек и без глобализации, и доказывает, что далеко не все можно списывать на угрозы глобализации разрушить человека. Может быть, напротив, у нас появляется повод и шанс обратить внимание на философию, психологию, педагогику для усиленного развития человека, которому предстоит взаимодействовать с глобализацией? Это похоже на то, как стали учить грамоте и арифметике, когда человеку пришлось пересекать океаны и рассчитывать полет артиллеристского ядра.
Может быть, обвинения глобализации в том, что она изменяет человека не в его интересах так же архаичны, как крики боярских детей в петровские времена о том, что по высокой родовитости они должны иметь боярские привилегии. Человек в отношениях с глобализацией так же не будет иметь никаких иных оснований для сохранения своего «верхнего» положения, кроме одного – он должен быть умнее и сознательнее, чем глобализация. Тогда глобализация подчиниться ему, и уже он будет изменять ее соответственно своим психологическим параметрам.

Макс Сариев # 29 ноября 2014 в 08:29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При соответствующем квалифицированном подходе, глобализация может стать благом для человека и общества. Чтобы разобраться в проблеме отношений «глобализация-человек» нужна модель, которая позволит перейти от общих слов, в которых сегодня идут дискуссии, к конкретным психологическим качествам человека, которые или пострадают в результате глобальных изменений, или, напротив, усилятся. По крайней мере, сегодня, ответственно об этом говорить никто не может.
Предварительный анализ проблемы и первые экспериментальные исследования показывают, что и без глобализации достаточное количество людей находится в «разрушенном состоянии». Поэтому важно уже сейчас знать приблизительную долю людей, чья психика уже изменилась, чтобы не списывать все на глобализацию, когда ее процессы наберут силу.
Совершенно очевидным является то, что страх перед глобализацией вызван тем, что она, как огромная совокупность научных знаний, воплощенных в единой техносферной системе, уже сейчас сильнее человека. Очень много людей не может включиться в глобализационные процессы из-за недостаточного образования и других причин социального, экономического, материального характера. Столкнувшись с феноменами глобализации, они оказываются вытесненными из активной жизни со всеми сопутствующими переживаниями и разрушениями психики. Именно их судьба обоснованно беспокоит специалистов и общественных деятелей.
Выходом из создавшегося положения является максимальное усиление человека за счет развития системы образования и воспитания до уровня, позволяющего уверенно чувствовать себя во взаимодействии с элементами глобализации. Запущенность образования должна вызывать больший страх, чем сама глобализация, требующая от человека знаний. Глобализация почти механически впитала в себя и накопила огромный объем знаний, который каждому человеку приходиться обретать за счет собственной активности и поддержки общества. Того и другого пока мало.
Предложенная модель дает самый оптимистический вывод - глобализация еще долгие-долгие годы будет слабее человека в области гуманитарного знания, которое будет позволять человеку успешно взаимодействовать с ней. Глобализация, впитавшая в себя массу естественных знаний, непроизвольно будет стремиться стать «психологической системой», но психологически она будет всегда уступать человеку. Не всякому, конечно, человеку, а тому, кто принимает решения, руководствуясь смыслом, ценностями и целями поведения. Именно поэтому ведущие исследователи глобализации постоянно пишут и говорят о сознании, ценностях и других неформализуемых вещах, как главной проблеме отношений между глобализацией и человеком. Но это уже другая тема, по своему объему превосходящая проблему опасностей глобализации. Это проблема опасности для самого человека просто потерять смысл, ценности и цели его жизни.


информация взята с ссайта http://shulenina.narod.ru/Polit/Uriev/glob.html
Александр Азатьян # 3 декабря 2014 в 20:44
Да уж, краткость сестра таланта!Сочинение целое!Где скачал?
Макс Сариев # 4 декабря 2014 в 16:58
пффф.не помню)...я тут чатсь редактировал и чуток удалил.но в принципе по названию легко найти в инете
Всевидящая Утка # 6 декабря 2014 в 06:57
Неосилил ... Но как я понял глобализация - это игра в которой Россия проиграет .
Олексій Загородній # 6 декабря 2014 в 10:41
Давалось неплохое определение глобализации: глобализация - это процесс концентрации производительных сил. Это типо когда каждый занимается все более узким специализированным занятием. Вот к примеру, когда еду добывает для себя уже не каждый человек, а отдельная группа специалистов в этой области, в то время, как другая группа занимается тракторами, это процесс глобализации. Тогда отдельный человек(организация, государство) перестает быть маленьким самостоятелным механизмом, а превращается в часть более крупного самостоятельного механизма. Это неизбежный процесс при технологическом развитии, а хорошо это или плохо, наверное зависит от целей, процессов и структуры этого большого механизма.